12 декабря. По следам Виселицы.
Последний концерт группы Виселица состоялся 15 ноября 2002 года в Литве. В последствии вокалист и гитарист группы Будулай находился в течении 7-и месяцев в заключении ожидая суда по скандальному сфабрикованному делу: свержение государственной власти и хранение взрывчатых веществ.
Лето. Будулай вышел на "свободу" до суда. Жесткий полицейский надзор. Так называемая "свобода" длится с 8-и утра до 10-и вечера и зависит от каждодневных отмечаний в полиции. Выступление на концерте практически невозможно. Невозможность выезда из города. Временное ограничение. Да и просто - отсутствие местных рок-концертов.
Начало зимы. Смягчение полицейского надзора. И… Первый концерт в городе… Даже два. 12 декабря. На этот день в городе организовано, после столь долгого молчания (с мая), сразу два (!) концерта. Виселица выступает на обоих.
Панки на металле.
19:00. Начало концерта в Миллениуме. За час до этого начался концерт в Доме Культуры Химиков (ДКХ), где так же объявлено участие Виселицы. Миллениум - общество глухих. Metal концерт. Аудитория соответствующая, тем более что возможная несоответствующая аудитория собралась в ДКХ. Виселица открывает концерт. После них должны выступать три metal группы.
Ближе к 20:00. Выступление Виселицы началось с инструменталла "Резня". Тяжело и хладнокровно. Гитара Будулая подключена к metal примочке, позаимствованной у metal гитариста. Публика безучастно собралась у сцены. Неудивительно, ждут тех, ради кого пришли. "Монитор не работает у барабанщика". Первая песня - "Не ссы!". Будулай начинает петь первый куплет, громкость микрофона почти на нуле, на фоне музыки слышен кричащий вокал. На втором куплете звукооператор добавляет громкости. Вырывающийся голос Будулая пронизывает до костей.
"Убивать!", "Да, Смерть!" - "мясо"! Вперед меня, стоящего у самой сцены, вырываются металлисты и начинают отрываться… Под музыку. Тексты песен им безразличны. Крики из зала: "Бой!". "Гитару барабанщику на мониторы". "Мы панки - Krievu Okupanti". Крики: "Бой!". "Ре-во-лю-ция!". Барабанщик сбивался с ритма, Гридас махал ему головой, Будулай оборачивался к барабанщику и поучительно бил по струнам гитары. Да и Будулай в некоторых песнях путал слова и сбивался. Опять: "Бой!". "И вновь продолжается бой". Неимоверно грозно исполнена "Винтовка". И в заключении - великолепное исполнение "Неврастении". Не тот концерт. Не та аудитория. Репетиция.
Наступление на ДКХ.
Около 21:00. У выхода из Миллениума. Выходит барабанщик. Затем Гридас - бас. Последний Будулай. "В ДКХ паника. Там давно уже наша очередь прошла". Идем на трамвай.
Ближе к 22:00. Приезжаем в ДКХ. Виселица должна была выступать третьими. Заканчивает выступление Black Vanilla, шестая по счету группа. Следующие - Виселица.
"Музыка Виселицы - это не просто музыка бунта или даже Революции. Это музыка конца света", - представил группу ведущий концерта. "Будулай, Гридас, Валера, прибывшие пол часа назад… Виселица". Гридас одиноко перебирает соляки на сцене: "Подождите чуть-чуть, инструментов не хватает". Небольшая задержка - установка тарелок на ударниках, настройка инструментов…
"Резня!", - прозвучал голос Будулая под одобрительные крики зала. Крики и вопли, кстати, сопровождали выступление Виселицы до самого конца - и в перерывах между песнями, и во время песен. Виселицу здесь ждали. Все завелись с пол оборота. Да и Виселица звучала по-другому. Будто невидимый поток всеобщего одобрения вливался в звуки музыки и создавал общую атмосферу.
"Не ссы!!!". Реакция публики оглушительна. "Вставай под наше знамя!!!". "Убивать!!!". В стороне за происходящим наблюдают менты… "Ну что позорная свинья, Появилась ты опять? Возьму свой черный АКМ, И пойду вас убивать!". Началось! Толпа закипела. На меня, находившегося у самого края, налетали некоторые индивидуумы из центра толпы.
"Да, Смерть!". Народ лезет на сцену… Посидеть. Видно стоять сил у них уже нет. "Под нашим ботинком вздрогнет земля!", - к ним, вероятно, не относится. Подходит мент и заставляет их спустится.
Будулай: "Krievu Okupanti". Гридас: "Мы - панки!". Будулай с Гридасом начали экспериментировать с вокалом, и на последнем припеве, где должно было прозвучать "НКВД, ВКП(б) и НБП!", Будулай сбился: "НКВД…", но Гридас отлично подхватил: "…НБП!!!".
"Ре-во-лю-ция! Ре-во-лю-ция! Ре-во-лю-ция!", - скандировал Будулай, вскидывая руку со сжатым кулаком, толпа отреагировала аналогично. Заиграли вступление, но когда Будулай начал петь, по непонятным причинам звуков вокала не последовало. Неожиданность для всех. Музыканты прекратили играть. Все инструменты играли, но микрофон не реагировал. Двухминутное замешательство. Кто-то из толпы начал петь первый куплет, инициатива одиночки была сразу же подхвачена коллективом. Гридас подыгрывал на басе. Валера негромко стучал ритм. Наконец-то "раз, раз" направленное в микрофон было услышано залом. "Ура!!!". Виселица моментально заиграла "Революцию" под бурное ликование публики. Раздевались даже девушки.
"Винтовка!". Благодаря совместному вокалу Будулая и Гридаса песня получила новое звучание.
"Ну а теперь хочу позвать одного человека. Была такая группа "Глазки Стекольщика", думаю, всем известна?". "Да!" - общий крик из зала. "Так вот", - продолжил Будулай, - "я первый раз с ними залез на сцену, то есть - спел песню. Так вот я хочу пригласить сюда Вантуза". Вантуз, ранее сидевший на балконе за пультом, спустился и принял у Будулая гитару. Как в 99-ом Будулая приглашали на сцену под звуки ударников группы "Глазки Стекольщика", так и в 2003-м ударники поприветствовали Вантуза. Толпа уже пела Любера… Как в 99-ом под первые аккорды Любера из горла Будулая раздалось душераздирающее "Хой!!! Панки, Хой!!!", так и четыре года спустя под те же аккорды зал заполнил крик "Хой!!!". Непередаваемая словами эмоциональность, с которой Будулай исполнял Любера, с успехом передавалась залу. Толпа кипела.
"Виселица!", - скандировали в толпе по окончании Любера, а Будулай в это время показывал Вантузу какие-то рифы на гитаре. Вантуз заиграл… "Все идет по плану". Не знаю как у кого, но лично у меня от, черт знает откуда взявшейся, сентиментальности по всему телу прошла, и не покидала, дрожь. Откуда взявшейся? Может от душевного, неподдельного, искреннего вокала Будулая и Гридаса, певших вначале попеременно, затем вместе. Может от эмоциональной игры Вантуза. Может от вложившего всего себя в ударники Валеры. Может от вылетевшего на сцену, и "колбасящегося" рядом с Гридасом, старого доброго двинского панка Цыпы. Может от выражений их лиц… А может от того, что все они воскресили во мне какую-то давно похороненную частицу себя…
тов. Эд
|